Компетенция «Дошкольное воспитание»

Профессия – Воспитатель

Общая информация

Воспитатель детского сада (яслей-сада) — специалист, занимающийся обучением правилам (навыкам) поведения и воспитанием детей (эстетическим, нравственным и физическим).

Ведущую роль в развитии каждого ребенка играет воспитание. Всестороннее воспитание — длительный и сложный процесс, который осуществляется воспитателями детских садов. Первые детские сады появились в XIX веке на территории Германии и носили название «Вальдорфская школа», а в начале XX века в Италии эти дошкольные учреждения были открыты Марией Монтессори. Основной задачей этих учреждений было развивающее обучение детей 2–6 лет. В России первые детские сады появились в 1918 году. Работа с детьми дошкольного возраста ответственная и кропотливая, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент воспитания. Она требует глубоких знаний соответствующих разделов педагогики и психологии, принципов психолого-педагогического воздействия на малолетних детей, умения использовать игровые ситуации в учебно-воспитательных целях, знания методов развития речи, умения формировать первичные математические представления у детей, выявлять и развивать их природные способности. Всей этой работой занимается воспитатель детского сада. Он работает в государственных, частных и специализированных (детский сад, дом ребенка и др.) детских дошкольных учреждениях.

Содержание труда

В обязанности воспитателя детского сада входят:

  • обеспечение физической и эмоциональной безопасности детей;
  • развитие у детей высших психических функций: мышления и речи, памяти, внимания, восприятия и воображения;
  • развитие детей: рисование, лепка, музыка, литература, танцы, знакомство с произведениями искусства;
  • этическое, нравственное, патриотическое, волевое воспитание;
  • физическое развитие, укрепление здоровья, привитие навыков личной гигиены;
  • трудовое воспитание (приобщение детей к труду);
  • обучение навыкам чтения, счета, подготовка к школе;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детейдошкольников.

Таким образом, основная цель деятельности воспитателя — организация и проведение мероприятий по интеллектуальному, эстетическому, нравственному и физическому развитию детей-дошкольников, подготовка их к школе.

Основной предмет труда — человек (воспитание и обучение), сопутствующие — знаковые системы (тексты, цифры), художественный образ (музыкальные, изобразительные навыки), природа (растения и животные (навыки ухода)).

В своей работе воспитатель детского сада использует средства труда:

  • вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, карандаши, бумагу, ножницы, пластилин и др.), электрифицированные (проектор, аудио, видеотехнику);
  • невещественные (функциональные) — наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, долговременную и оперативную образную и вербальную память, объемное, распределенное внимание, образное воображение; эмоциональновыразительные речь и поведение, мимические и жестовые проявления; общую координацию движений тела, моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание.

Воспитатель работает и в комфортных условиях — в помещении, и на открытом воздухе при благоприятных метеорологических условиях.

Работа воспитателя имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

  • должностными обязанностями;
  • законодательными, нормативно-правовыми актами;
  • постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами;
  • нормами профессиональной этики, но при возникновении неожиданных, критических ситуаций требует от специалиста самостоятельного реагирования и принятия ответственного решения.

Труд воспитателя имеет и индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и отвечает за нее, и коллективную — с педагогическим коллективом.

Функционально воспитатель является организатором работы других людей — детей, родителей.

Контакты многочисленные и долговременные — с группой детей, родителями, сотрудниками.

Ответственность повышенная моральная — за обучение, воспитание и развитие, за жизнь и здоровье детей.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

  • повышенная моральная ответственность и за жизнь и здоровье людей;
  • постоянное общение с людьми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
  • физические нагрузки (ходьба);
  • наличие фона «связанности с работой»;
  • необходимость работы в две смены.

Требования профессии

К индивидуальным способностям и особенностям:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • высокая работоспособность;
  • четкая речь; • выносливость речеголосового аппарата;
  • приятная внешность (желательно).

К личностным способностям и качествам:

  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • умение управлять собой, личная организованность; • социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • умение сопереживать;
  • высокая общая культура;
  • ответственность.

К профессиональным знаниям и навыкам:

Воспитатель должен знать:

  • нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
  • педагогику и методику дошкольного воспитания;
  • детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
  • основы дефектологии;
  • детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
  • различные методики обучения и развития детей;
  • правила охраны жизни и здоровья детей;
  • основы доврачебной помощи

Воспитатель должен уметь:

  • понимать проблемы детей, находить общий язык с любым ребенком;
  • поддерживать дисциплину в группе, избегая грубых методов;
  • применять на практике различные методики развития, образования и воспитания;
  • выявить интересы и склонности каждого ребенка и дать совет родителям по их дальнейшему развитию;
  • общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям.

К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и биологии в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию: среднее и высшее профессиональное образование.

Родственные профессии

Учитель начальных классов, гувернер, педагог, психолог, методист по дошкольному воспитанию.

Где обучают

ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»

ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»

ЧПОУ «Пензенский гуманитарно-технический колледж».

Поделиться