Профессия – Учитель младших классов
Общая информация
Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы. Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Учителю по праву принадлежит первенство в формировании мировоззрения, человеческой личности. Во все эпохи в подготовке подрастающего поколения к жизни личность учителя имела судьбоносное значение.
Профессия учителя относится к педагогической сфере деятельности и входит в гуманитарно-социальное направление. Учитель может работать в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, школах-интернатах.
Перспективы и преимущества профессии – постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.
Содержание труда
Учитель начальных классов является руководителем учебно-воспитательного процесса в классе. Согласно должностным обязанностям учитель
- составляет тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок;
- знает и изучает психолого-педагогические особенности детей данного возраста, индивидуальные психологические особенности учащихся своего класса;
- формирует классный актив, его самостоятельность;
- постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
- использует разнообразные приёмы, методы и средства обучения;
- проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии;
- осуществляет контроль за дисциплиной, поведением, успеваемостью, посещаемостью учащихся своего класса;
- правильно и своевременно оформляет школьную документацию и сдавает необходимые сведения зам.директора;
- держит оперативную связь с родителями, проводить регулярные родительские собрания;
- осуществляет контроль за соблюдением правил по охране труда;
- организовывает с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
- организовывает в классе трудовую деятельность по уборке класса, пришкольной территории, дежурству по школе;
- активно взаимодействует с учителями-предметниками, анализируя психологическую ситуацию в классе;
- активно взаимодействует со школьными психологами для изучения индивидуальных особенностей коллектива;
- участвует с классом во всех школьных делах;
- несёт персональную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей;
- несёт персональную ответственность за качество преподавания.
Основные предметы труда: — человек (обучение и воспитание) и знаковые системы (тексты, цифры, формулы, таблицы, чертежи, карты, схемы, музыкальная грамота).
В своей работе учитель использует средства труда:
- вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, карандаш, краски, клей, мел, указку), электрифицированные (проектор, аудио-, видеотехнику), измерительные устройства (линейки, циркуль, транспортер и т. д.);
- невещественные (функциональные) — наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, долговременную и кратковременную образную и вербальную память; объемное, распределенное внимание, образное воображение; эмоционально-выразительные речь и поведение, мимические и жестовые проявления; общую координацию движений тела, моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние.
Работа учителя имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
- законодательными, нормативно-правовыми актами;
- приказами, распоряжениями, методическими материалами;
- учебными программами, формами и методами обучения;
- нормами профессиональной этики, но в работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения.
Труд учителя имеет и индивидуальную организацию, когда он самостоятельно выполняет свои обязанности и отвечает за них, и коллективную, совместную с родителями и педагогическим коллективом — учителями, психологами, социальными педагогами, научными и административными руководителями школы
Функционально учитель является организатором работы других людей — учащихся
Контакты многочисленные и долговременные с одними и теми же людьми — классом, группой, родителями, педагогическим коллективом.
Ответственность повышенная моральная — за обучение, воспитание, развитие людей.
Учитель работает в комфортных условиях — в помещении, основная рабочая поза стоя.
Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
- повышенная моральная ответственность;
- интеллектуальные нагрузки;
- постоянное общение с людьми, в том числе асоциального поведения, с физическими и психическими дефектами (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
- физические нагрузки (ходьба, стояние, поднятые руки);
- ненормированный режим работы;
- наличие фона «связанности с работой».
Требования к профессии
К индивидуальным способностям и особенностям:
- нервно-психическая устойчивость;
- высокая работоспособность;
- четкая речь.
К личностным способностям и качествам:
- стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
- умение управлять собой, личная организованность;
- социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);
- коммуникативные и организаторские способности;
- ораторские способности;
- широкая эрудиция, высокая общая культура;
- стремление к профессиональному самосовершенствованию;
- развитые творческие (художественные, музыкальные и др.) способности.
К профессиональным знаниям и навыкам:
Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
- ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;
- осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
- владеть методикой преподавания;
- уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
- осуществлять классное руководство;
- вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
- создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;
- выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и математике в рамках школьной программы.
К профессиональному образованию: среднее профессиональное или высшее образование.
Родственные профессии
Учитель, преподаватель, методист, организатор по воспитательной работе, педагог социальный, психолог, дефектолог.
Где обучают
ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»
ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»
ГБОУ СПО «Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого»