Дискуссия на тематической площадке пензенского ЦОПП в рамках городского педагогического форума получилась оживлённой и полезной. Ведь тема для учащихся 10-11 классов, собравшихся на дизайн сессию «Первый шаг в профессию», очень актуальна.



Ребята пытались разобраться в вопросе – «Какие трудности испытывают старшеклассники при выборе профессии?» Им нужно было не просто ответить на этот вопрос, но и выработать предложения по улучшению профориентационной работы в школах.
К каким же выводам пришли школьники вместе со спикерами ЦОПП в ходе обсуждения проблемы?


Оказалось, что трудности с выбором профессионального пути во многом связаны с тем, что большинство подростков просто не владеют информацией о современных профессиях. Не знают, какие направления профессиональной подготовки предлагают даже пензенские колледжи и вузы, не говоря уж об учебных заведениях других городов. Не понимают своих интересов и возможностей, не могут оценить свои силы в освоении каких-либо навыков. Большинство старшеклассников также сошлись во мнении, что часто мешают выбрать профессию по душе родители: они фактически оказывают давление на своих уже практически взрослых детей, выбирая за них их карьерный путь.
Результатом всех этих незнаний является вот такая статистика, собранная уже в колледжах и вузах России. 40 процентов студентов уже на ранних курсах сомневаются в правильности выбора направления подготовки. 46 процентов выпускников колледжей и вузов не работают по той профессии, которой овладевали в процессе обучения.
Как изменить ситуацию с ориентацией школьников в мире профессий в лучшую сторону? Ребята в результате дискуссии вышли на несколько идей, которые предлагают реализовать в школах.



- В школах нужны профориентационные центры или центры карьеры, где кураторы и наставники помогут с самоопределением.
- Необходимо проводить среди старшеклассников профориентационное тестирование, которое поможет задуматься о будущей карьере.
- Нужны короткие профориентационные курсы во время каникул, чтобы попробовать себя в той или иной профессии. Иными словами, профканикулы были бы интересны. (Пензенский ЦОПП как раз реализует такой проект).
- Была бы интересна производственная практика на предприятиях, где старшеклассники под руководством наставников могли бы попробовать свои силы в рабочих профессиях.
Все эти идеи ребята озвучили в финале дискуссии на тематической площадке ЦОПП, а также – на заседании круглого стола по итогам педагогического форума. Специалисты Пензенского ЦОПП эти идеи поддерживают.