Профессия – Специалист в области физической культуры, спорта и фитнеса
Общая информация
Компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес» Компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес» включает в себя совокупность квалификаций: учитель / педагог по «Физической культуре» и «Адаптивной физической культуре», тренер по «Физической культуре и спорту», организатор спортивных программ, инструктор / тренер индивидуальных и групповых фитнес программ, тренажёрного зала, спортивных зон отдыха, специалист по продвижению фитнес услуг (далее «Специалист в области физической культуры, спорта и фитнеса»).
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре, спорту и фитнесу направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Специалист может работать в учебных заведениях различного уровня, центрах досуга, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры, спортивных школах, секциях.
Сегодня общество испытывает потребность в социально и профессионально компетентных, творчески активных и конкурентоспособных специалистах, спрос на рынке труда на представителей этой профессии остается неизменно высоким.
Содержание труда
Специалист в области физической культуры, спорта и фитнеса:
- организует и проводит занятия учебной, оздоровительной и тренировочной направленности (в том числе с учётом избранного вида деятельности) для разных возрастных групп населения;
- на основе производимых антропометрических замеров (вес, рост, давление и т.д.), опросов, оценки опорно-двигательного аппарата, осуществляет подбор оптимальных форм, средств, методов, спортивного оборудования и инвентаря, типов нагрузок для организации индивидуальной, групповой работы разной направленности (консультационной, спортивно-тренировочной, оздоровительной), соответствующих содержанию и заявленной цели программы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- разъясняет в простой и доступной форме правила проведения спортивных и подвижных игр – объясняет суть упражнений, основы освоения техники видов спорта, правила техники безопасности при выполнении упражнений, правила использования спортивного инвентаря;
- мотивирует занимающихся и население различных возрастных групп на ведение здорового образа жизни, через консультирование по вопросам самостоятельной организации индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности;
- демонстрирует и разъясняет преимущества ведения здорового образа жизни и пользу занятий спортом, физической культурой и фитнесом.
Основным предметом труда является человек (обучение и воспитание) и знаковые системы (тексты, цифры, формулы, таблицы, схемы.
Условия труда: работа проходит в условиях большой физической нагрузки – в спортивных залах, комплексах, на стадионах, часто на открытом воздухе.
Общение в труде интенсивное.
Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
- шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление;
- необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
- значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
- ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.
Требования к профессии
К индивидуальным способностям и особенностям:
- стрессоустойчивость,
- коммуникабельность,
- физическая выносливость,
- четкая речь,
- интерес к работе с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения.
К профессиональным знаниям и навыкам:
Среди профессиональных знаний, умений и навыков, которыми в совершенстве должен владеть специалист по физической культуре, спорту и фитнесу, можно отметить следующие:
- знание задач развития физической культуры и спорта и методов физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы;
- знание основ педагогики и психологии;
- знание правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, основ спортивной медицины;
- знание правил эксплуатации спортивных сооружений;
- знание правил спортивных игр и навыки судейства;
- поддержание хорошей физической формы и умение показать обучающимся технику выполнения гимнастических упражнений, прыжков и бросков мяча и т.п.;
- хорошая спортивная эрудиция и осведомлённость о прохождении крупных спортивных соревнований, позволяющая обсудить событие с учениками и дать происходящему профессиональную оценку;
- умение использовать новое оборудование и применять новые технологии в области физической культуры, спорта и фитнеса
- чёткое представление о возрастной периодизации обучающихся и системный подход к обучению на основе современных методик;
- навык оказания неотложной медицинской помощи;
- знание правил пожарной безопасности и умение следовать инструкциям по эвакуации детей при возникновении чрезвычайных ситуаций.
К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и естествознанию в рамках школьной программы.
К профессиональному образованию: среднее профессиональное/высшее образование.
Родственные профессии
Инструктор-методист, тренер-преподаватель, менеджер физической культуры и спорта, спортивный судья.
Где обучают
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
ГАОУ СПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области»
ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»
ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»