Компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес»

Профессия – Специалист в области физической культуры, спорта и фитнеса

Общая информация

Компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес» Компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес» включает в себя совокупность квалификаций: учитель / педагог по «Физической культуре» и «Адаптивной физической культуре», тренер по «Физической культуре и спорту», организатор спортивных программ, инструктор / тренер индивидуальных и групповых фитнес программ, тренажёрного зала, спортивных зон отдыха, специалист по продвижению фитнес услуг (далее «Специалист в области физической культуры, спорта и фитнеса»).

Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре, спорту и фитнесу направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Специалист может работать в учебных заведениях различного уровня, центрах досуга, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры, спортивных школах, секциях.

Сегодня общество испытывает потребность в социально и профессионально компетентных, творчески активных и конкурентоспособных специалистах, спрос на рынке труда на представителей этой профессии остается неизменно высоким.

Содержание труда

Специалист в области физической культуры, спорта и фитнеса:

  • организует и проводит занятия учебной, оздоровительной и тренировочной направленности (в том числе с учётом избранного вида деятельности) для разных возрастных групп населения;
  • на основе производимых антропометрических замеров (вес, рост, давление и т.д.), опросов, оценки опорно-двигательного аппарата, осуществляет подбор оптимальных форм, средств, методов, спортивного оборудования и инвентаря, типов нагрузок для организации индивидуальной, групповой работы разной направленности (консультационной, спортивно-тренировочной, оздоровительной), соответствующих содержанию и заявленной цели программы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
  • разъясняет в простой и доступной форме правила проведения спортивных и подвижных игр – объясняет суть упражнений, основы освоения техники видов спорта, правила техники безопасности при выполнении упражнений, правила использования спортивного инвентаря;
  • мотивирует занимающихся и население различных возрастных групп на ведение здорового образа жизни, через консультирование по вопросам самостоятельной организации индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • демонстрирует и разъясняет преимущества ведения здорового образа жизни и пользу занятий спортом, физической культурой и фитнесом.

Основным предметом труда является человек (обучение и воспитание) и знаковые системы (тексты, цифры, формулы, таблицы, схемы.

Условия труда: работа проходит в условиях большой физической нагрузки – в спортивных залах, комплексах, на стадионах, часто на открытом воздухе.

Общение в труде интенсивное.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

  • шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление;
  • необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
  • значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
  • ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Требования к профессии

К индивидуальным способностям и особенностям:

  • стрессоустойчивость,
  • коммуникабельность,
  • физическая выносливость, 
  • четкая речь,
  • интерес к работе с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения.

К профессиональным знаниям и навыкам:

Среди профессиональных знаний, умений и навыков, которыми в совершенстве должен владеть специалист по физической культуре, спорту и фитнесу, можно отметить следующие:

  • знание задач развития физической культуры и спорта и методов физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы;
  • знание основ педагогики и психологии;
  • знание правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, основ спортивной медицины;
  • знание правил эксплуатации спортивных сооружений;
  • знание правил спортивных игр и навыки судейства;
  • поддержание хорошей физической формы и умение показать обучающимся технику выполнения гимнастических упражнений, прыжков и бросков мяча и т.п.;
  • хорошая спортивная эрудиция и осведомлённость о прохождении крупных спортивных соревнований, позволяющая обсудить событие с учениками и дать происходящему профессиональную оценку;
  • умение использовать новое оборудование и применять новые технологии в области физической культуры, спорта и фитнеса
  • чёткое представление о возрастной периодизации обучающихся и системный подход к обучению на основе современных методик;
  • навык оказания неотложной медицинской помощи;
  • знание правил пожарной безопасности и умение следовать инструкциям по эвакуации детей при возникновении чрезвычайных ситуаций.

К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и естествознанию в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию: среднее профессиональное/высшее образование.

Родственные профессии

Инструктор-методист, тренер-преподаватель, менеджер физической культуры и спорта, спортивный судья.

Где обучают

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

ГАОУ СПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области»

ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»

ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»

Поделиться