Компетенция «Промышленное садоводство»

Профессия – Садовод

Общая информация

Промышленное садоводство – это производственный процесс, связанный, главным образом, с агробиологическими, агротехнологическими и продукционными особенностями интенсивных садов. В настоящее время садоводство является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса российской экономики, главная продукция которой плоды, ягоды и продукты их переработки. Технологии питомниководства и промышленного садоводства могут быть ориентированы на различные плодовые культуры, уровни интенсивности и масштабы организации производства, включать ранее не применявшиеся и передовые технологии и технику возделывания, внедрение прогрессивных методов ведения садоводческих хозяйств.

Садовод – это специалист, который занимается культивированием и выращиванием многолетних плодовых, ягодных и декоративных культур и растений. Садоводы также могут заниматься проектированием сада, ландшафта частных территорий, домов отдыха и санаториев.

Садоводы могут специализироваться на плодовом садоводстве, декоративном садоводстве, тепличном садоводстве.

Главная задача садовода – управлять сельскохозяйственным производством и совершенствовать его. В процессе работы в садовых хозяйствах они обеспечивают плодородность садовых культур. В питомниках садоводы реализует технологии производства семян и посадочного материала различных сортов и гибридов садовых культур.

Садовод имеет дело не только с землей и тем, что на ней произрастает, но и с людьми, которые выращивают культуры. Именно он планирует и организует их работу, оказывает необходимую помощь, обучает их и воспитывает. Поэтому, кроме уже имеющихся знаний, этот специалист должен обладать организационными и педагогическими навыками. От того, насколько четко планирует садовод свою работу и работу людей, зависит производительность.

Содержание труда

В обязанности садовода входят:

  • Посадка в почву многолетних плодово-ягодных растений;
  • Проведение полноценного ухода за растениями и их защита от неблагоприятных условий;
  • Организация полива;
  • Разведение новых сортов культур;
  • Уничтожение растений, которые не могут правильно развиваться.
  • Определять тип и качество почвы, что особенно важно при закладке нового сада или организации выращивания декоративных растений;
  • Проверять качество почвы на пригодность для выращивания садовых и декоративных растений;
  • Разбираться в сортах садовых растений;
  • Знать какие сорта плодовых и ягодных растений будут наиболее эффективны в данном регионе;
  • Уметь подбирать и определять оптимальную норму для удобрений;
  • Разбираться в реализации разнообразных технологиях выращивания растений из семян;
  • Проверять и давать оценку качества для садоводческой продукции;
  • Знать технологии сбора и хранения готовой продукции садоводства;
  • Разбираться в разработке садовых и парковых объектов.

Садовод должен быть специалистом с развитым диагностическим навыком и строгой исполнительной дисциплиной. Он должен уметь грамотно исполнять технологические инструкции и выполнять работы с высокой производительностью, выявлять отклонения от технологических норм как состояния среды сада, так и в развитии возделываемой культуры, уметь их описывать и взаимодействовать с необходимыми для разрешения возникающих производственных проблем специалистами, в том числе с использованием современных электронных средств коммуникаций и информационно-управляющих систем.

Основной предмет труда — природа (растения), сопутствующий — знаковые системы (цифры, документы).

В своей работе садовод использует средства труда:

• вещественные (орудийные) — ручные (авторучку), электрифицированные (персональный компьютер), контрольно-измерительные приборы (химического и физико-химического анализа, газоанализаторы, биотестеры, регистрирующее оборудование);

• невещественные (функциональные) — практическое наглядно-образное мышление, долговременную сенсорную память (зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную), распределенное внимание, воссоздающее воображение; речь; общую координацию движений тела; органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание.

Ответственность повышенная — за жизнь и здоровье растений, людей.

Садовод работает и в комфортных условиях — в помещении и на открытом воздухе, постоянно передвигается: выезды на поля, в питомники, оранжереи.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

  • повышенная ответственность за жизнь и здоровье растений, человека;
  • физические нагрузки (ходьба);
  • работа на открытом воздухе, наличие сезонно климатических факторов и специфических условий труда (перепады температуры, пыль, растительные ароматы, запахи, грязь).

Требования профессии

К индивидуальным способностям и особенностям:

  • физическая выносливость;
  • высокая работоспособность.

К личностным способностям и качествам:

  • личная организованность;
  • умение принимать самостоятельные решения;
  • наблюдательность;
  • терпение;
  • инициативность;
  • настойчивость;
  • ответственность.

К профессиональным знаниям и навыкам:

Садовод должен знать:

  • технологии производства посадочного материала, закладки, возделывания, уборки, внутрихозяйственной транспортировки и первичной переработки продукции плодовых, ягодных и орехоплодных культур, а также особенности их применения в хозяйствах с различными уровнями интенсивности и масштабов производства;
  • критические факторы и способы снижения рисков их действия на возделываемые культуры, производственную среду и персонал;
  • перспективные направления развития и достижения в разработках инновационных методов и средств для производства плодовых, ягодных и орехоплодных культур;
  • назначение и правила использования, обслуживания и хранения садовых инструментов и техники;
  • назначение и правила использования измерительных приборов и измерительных инструментов, используемых в промышленном садоводстве;
  • назначение, пользовательские интерфейсы автоматизированных и информационно-управляющих систем и сервисов, информационно-коммуникационных средств для промышленного садоводства, а также правила пользования ими;
  • основные свойства, особенности физиологии и нормального развития плодовых, ягодных и орехоплодных культур, основные показатели для оценки их состояния и допустимые пределы на разных стадиях развития растения;
  • основные свойства производственной среды (почвы, климата, погоды, участка сада, производственной инфраструктуры) при возделывании плодовых, ягодных и орехоплодных культур, допустимые пределы показателей её характеристики для нормального развития культур;
  • способы и средства измерения и фиксации показателей состояния возделываемой культуры и производственной среды;
  • методы расчета основных параметров технологических операций и оценки качественных и количественных показателей выполненных работ;
  • взаимосвязь состояния показателей состояния возделываемой культуры и производственной среды, и параметров выполняемой технологической операции с показателями эффективности.

Садовод должен уметь:

  • выбирать и применять технологии производства посадочного материала, закладки, возделывания, уборки, внутрихозяйственной транспортировки и первичной переработки продукции возделываемой культуры с учетом особенностей уровней интенсивности и масштабов производства хозяйства;
  • выявлять действие критических факторов, оповещать лиц, принимающих решения, и при необходимости коллективно или самостоятельно осуществлять меры для предотвращения их действия на возделываемую культуру, производственную среду или персонал;
  • осваивать и внедрять в производства инновационные технологии и технические средства, более совершенные методы производства продукции;
  • оценивать состояние возделываемой культуры и отклонения от норм его развития;
  • учитывать выявленные отклонения от норм при выполнении технологических операций и применять меры для улучшения показателей эффективности производства.

К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку, биологии, химии, математике в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию: среднее профессиональное/высшее образование.

Родственные профессии

Агроном, овощевод, селекционер, биолог, почвовед, почвовед-лесовод, ландшафтный дизайнер.

Где обучают

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»

ГБПОУ СПО «Пензенский лесной колледж»

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Поделиться