Компетенция «Кузовной ремонт»

Профессия – Мастер кузовного ремонта

Общая информация

Мастер кузовного ремонта ремонтирует как структурные элементы, так и панели легковых и большегрузных транспортных средств, в том числе автобусов, после того, как они подверглись деформации. Ремонт и восстановление кузова сегодня это обычное дело. В современном ритме автомобили получают повреждения, начиная от легких царапин, заканчивая серьезным нарушением геометрии. Услуга востребована ежедневно, а для выполнения работ от мастера нужны обширные знания и опыт. Такой специалист должен выполнить покраску на высшем уровне, знать, как правильно восстановить геометрию кузова, а также сделать качественный тюнинг в соответствии с пожеланиями заказчика.

Отремонтированное транспортное средство должно соответствовать строгим требованиям, установленными автопроизводителями, и отвечать техническим и требованиям безопасности. Мастер кузовного ремонта должен быть знаком с механическими узлами и агрегатами, их функциями, а также с определенными и зачастую сложными системами пассивной безопасности (SRS), установленными на современных автомобилях. Мастер кузовного ремонта передает транспортное средство с финишной обработкой для дальнейшей работы автомаляра.

Такие специалисты работают в системе технического сервиса автомобильного транспорта, на станциях технического обслуживания, в дилерских технических центрах, в автосервисах и авторемонтных предприятиях.

Профессия входит  в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.

Содержание труда

Мастер кузовного ремонта является специалистом широкого профиля в автосервисе.

В обязанности мастера по ремонту кузова автомобиля входит:

  • выпрямление вмятин на кузове с покраской и без нее;
  • восстановительные работы геометрии кузова;
  • ремонт и реставрация элементов кузова, бамперов, порогов;
  • восстановление цельного лакокрасочного покрытия;
  • полировка кузова и деталей (защитная, абразивная);
  • антикоррозионная обработка днища, кузова;
  • обработка сварных точек и герметизация сварных швов;
  • замена стекол;
  • промывка двигателя безопасным способом, под воздействием пара.

Мастер должен уметь использовать стенд исправления геометрии кузова (стапель) в совокупности с измерительным оборудованием (универсальные и специализированные шаблоны) как средство оценки степени повреждения и восстановления структуры первоначального состояния. Мастер кузовного ремонта должен быть опытным сварщиком, способным соединить различные типы металлов, такие как: низкоуглеродистые стали, высокопрочные стали или алюминиевые сплавы, используя сварку в среде защитного газа (MAG/MIG), тугоплавким вольфрамовым электродом в среде защитного газа (TIG) и точечной сваркой.

Мастер должен уметь выбирать правильные материалы для свариваемых металлов и регулировать оборудование для обеспечения высокого качества сварных швов, в некоторых случаях заменять панели кузова с использованием заклепочного оборудования. Мастер должен уметь подготавливать, настраивать и использовать данное оборудование согласно требованиям производителя для восстановления поврежденных панелей.

Мастер кузовного ремонта должен уметь демонтировать поврежденные секции с минимальным ущербом кузову и устанавливать/выравнивать детали для восстановления целостности кузова. Эти части или детали могут быть приварены, прикручены болтами/саморезами или приклепаны.

Для незначительных повреждений, которые не требуют замены, мастер будет использовать различные кузовные инструменты, чтобы удалить или восстановить первоначальные контуры панели. Он может использовать целый ряд фасонных молотков и выколоток, кузовных напильников, кузовных рубанков, съемников «пистонов», зачистных камней. на сегодняшний день это одна из наиболее востребованных рабочих профессий, относится к сфере обслуживания в автобизнесе.

Объектами профессиональной деятельности являются:

  • автотранспортные средства;
  • технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
  • техническая и отчетная документация по диагностике, ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта.

Условия труда: мастер кузовного ремонта работает в специализированном цехе, предназначенном для ремонта и оснащенного оборудованием и инструментом, подходящим для ремонта большинства современных пассажирских транспортных средств.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

  • физические нагрузки (усталость мышц рук, ног, спины);
  • неудобство от рабочей позы (стоя, вприсядку, лежа, согнувшись);
  • наличие специфических и неблагоприятных факторов и условий труда (повышенный уровень шума, вредные пары бензина, масел, грязь, перепады температуры).

Требования к профессии

К личностным способностям и качествам:

  • Кропотливость;
  • развитое логическое мышление;
  • вдумчивость;
  • терпение;
  • коммуникабельность;
  • физическая выносливость;
  • слуховая чувствительность;
  • хороший глазомер и зрение;
  • отличная образная память;
  • умение пользоваться слесарным и специальным инструментом, диагностическими приборами, проводить контрольные, крепежные, регулировочные, сборочно-разборочные операции, управлять автомобилем.

К профессиональным знаниям и навыкам:

Мастер должен знать:

  • стандарты отрасли, необходимые для выявления неисправностей;
  • терминологию, относящуюся к конструкции кузова автомобиля и его деталям;
  • принципы и характеристики конструирования кузовов автомобилей, включая легкового пассажирского, легкого коммерческого и коммерческого транспорта;
  • характеристики и назначение структурных и неструктурных деталей;
  • важность правильной геометрии кузова для сохранения безопасности и эксплуатационные характеристики транспортного средства;
  • роль направления и усилия повреждения, а также реакции водителя в момент столкновения;
  • методы корректировки усилий, включая векторы сил при правке кузова;
  • процессы и процедуры для подготовки заменяемой панели и её подгонки;
  • методы безопасного и чистого удаления мест соединений/креплений для последующего снятия повреждённых панелей для замены;
  • качество ремонта или замены структурных элементов;
  • список инструментов, используемых для операций снятия или замены, и правила по их безопасному/правильному использованию;
  • методы для снятия/замены панелей и деталей, методы подгонки заменяемых деталей или панелей для восстановления исходных характеристик производителей;
  • характеристики металлов: углеродистой стали, высокопрочной стали (HSS), сверхвысокопрочной стали (UHSS).

Мастер должен уметь:

  • определять структурные повреждения геометрии кузова, используя измерительное и диагностическое оборудование;
  •  владеть методами разборки и сборки разъемных и неразъемных соединений деталей кузова;
  • владеть методами снятия и установки автомобильных стекол;
  • выполнять ремонт и правка рамы и кузова;
  • выполнять предварительные измерения геометрии кузова автомобиля и выявлять места деформации его элементов;
  • подгонять по месту, проверять и фиксировать на специальный монтажный крепеж новый структурный элемент кузова;
  • применять правила охраны труда и техники безопасности и передовые практики индустрии кузовного ремонта;
  • Заменять структурные элементы, используя любой из методов: сварка, mig пайка, клепка и склеивание;
  • управлять различным пневматическим инструментом, используемым в процессе ремонта (например, пневматическим молотком, дисковой и плоской шлифмашинкой, ножницами, клеевым пистолетом, пистолетом с герметиком, заклепочным пистолетом и т.д.);
  • управлять электрическими инструментами предназначенным для кузовного ремонта (например, сварочным аппаратом, вытяжными и ручными электроинструментами);
  • использовать сварочные операции при замене структурных элементов с учетом соединяемых материалов, идентичности деталей и непредвиденных рисков повреждений, таких как тормозная система, топливная система и электропроводка;

К допрофессиональному образованию: необходимы знания по математике, русскому языку, физике, иностранным языкам, информатике, слесарному делу.

К профессиональному образованию: среднее профессиональное образование.

Родственные профессии

Автослесарь, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, сварщик.

Где обучают

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции»

ГБПОУ ПО «Мокшанский агротехнологический колледж»

Поделиться