Компетенция «Преподавание в младших классах»

Профессия – Учитель младших классов

Общая информация

Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы. Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Учителю по праву принадлежит первенство в формировании мировоззрения, человеческой личности. Во все эпохи в подготовке подрастающего поколения к жизни личность учителя имела судьбоносное значение.

Профессия учителя относится к педагогической сфере деятельности и входит в гуманитарно-социальное направление. Учитель может работать в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, школах-интернатах.

Перспективы и преимущества профессии – постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.

Содержание труда

Учитель начальных классов является руководителем учебно-воспитательного процесса в классе. Согласно должностным обязанностям учитель

  • составляет тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок;
  • знает и изучает психолого-педагогические особенности детей данного возраста, индивидуальные психологические особенности учащихся своего класса;
  • формирует классный актив, его самостоятельность;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
  • использует разнообразные приёмы, методы и средства обучения;
  • проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии;
  • осуществляет контроль за дисциплиной, поведением, успеваемостью, посещаемостью учащихся своего класса;
  • правильно и своевременно оформляет школьную документацию и сдавает необходимые сведения зам.директора;
  • держит оперативную связь с родителями, проводить регулярные родительские собрания;
  • осуществляет контроль за соблюдением правил по охране труда;
  • организовывает с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • организовывает в классе трудовую деятельность по уборке класса, пришкольной территории, дежурству по школе;
  • активно взаимодействует с учителями-предметниками, анализируя психологическую ситуацию в классе;
  • активно взаимодействует со школьными психологами для изучения индивидуальных особенностей коллектива;
  • участвует с классом во всех школьных делах;
  • несёт персональную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • несёт персональную ответственность за качество преподавания.

Основные предметы труда: — человек (обучение и воспитание) и знаковые системы (тексты, цифры, формулы, таблицы, чертежи, карты, схемы, музыкальная грамота).

В своей работе учитель использует средства труда:

  • вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, карандаш, краски, клей, мел, указку), электрифицированные (проектор, аудио-, видеотехнику), измерительные устройства (линейки, циркуль, транспортер и т. д.);
  • невещественные (функциональные) — наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, долговременную и кратковременную образную и вербальную память; объемное, распределенное внимание, образное воображение; эмоционально-выразительные речь и поведение, мимические и жестовые проявления; общую координацию движений тела, моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние.

Работа учителя имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

  • должностными обязанностями;
  • законодательными, нормативно-правовыми актами;
  • приказами, распоряжениями, методическими материалами;
  • учебными программами, формами и методами обучения;
  • нормами профессиональной этики, но в работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения.

Труд учителя имеет и индивидуальную организацию, когда он самостоятельно выполняет свои обязанности и отвечает за них, и коллективную, совместную с родителями и педагогическим коллективом — учителями, психологами, социальными педагогами, научными и административными руководителями школы

Функционально учитель является организатором работы других людей — учащихся

Контакты многочисленные и долговременные с одними и теми же людьми — классом, группой, родителями, педагогическим коллективом.

Ответственность повышенная моральная — за обучение, воспитание, развитие людей.

Учитель работает в комфортных условиях — в помещении, основная рабочая поза стоя.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

  • повышенная моральная ответственность;
  • интеллектуальные нагрузки;
  • постоянное общение с людьми, в том числе асоциального поведения, с физическими и психическими дефектами (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
  • физические нагрузки (ходьба, стояние, поднятые руки);
  • ненормированный режим работы;
  • наличие фона «связанности с работой».

Требования к профессии

К индивидуальным способностям и особенностям:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • высокая работоспособность;
  • четкая речь.

К личностным способностям и качествам:

  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • ораторские способности;
  • широкая эрудиция, высокая общая культура;
  • стремление к профессиональному самосовершенствованию;
  • развитые творческие (художественные, музыкальные и др.) способности.

К профессиональным знаниям и навыкам:

Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
  • ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;
  • осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
  • владеть методикой преподавания;
  • уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
  • осуществлять классное руководство;
  • вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
  • создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;
  • выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
  • участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и математике в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию: среднее профессиональное или высшее образование.

Родственные профессии

Учитель, преподаватель, методист, организатор по воспитательной работе, педагог социальный, психолог, дефектолог.

Где обучают

ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»

ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»

ГБОУ СПО «Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого»

Поделиться